Задать вопрос



Заказать звонок


Если Вы оставили заявку на заказ звонка после 18:00, наши менеджеры свяжутся с Вами до 12:00 следующего рабочего дня.


Запись на прием



Уточнить цену



Написать руководству



Оставить предложение



Написать отзыв



Услуги для физических лиц

Услуги для юридических лиц

Если Вам необходимо решить какую-то юридическую проблему, то Вы можете отправить заявку прямо с нашего сайта и наш юрист обязательно перезвонит Вам в удобное для вас время
Если у Вас есть какой-то вопрос, касающийся юридических аспектов, то Вы всегда можете задать его нашему специалисту
Вы можете отправить любые предложения по работе сайта, адвокатов, времени работы офиса, мы всегда готовы их рассмотреть

Карта на смену талону

Госдума приняла закон о замене техталонов ТО диагностической картой и разрешила дилерам проводить техосмотр. Эксперты не сошлись в оценке нового закона.

Казалось бы, вопрос техосмотра был решен еще в 2011 году, когда после встречи членов "Единой России" с Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом РФ, политики были вынуждены решать, стоит ли реформировать устоявшуюся процедуру техосмотра или вовсе отказаться от нее.

За последнее высказался сам Дмитрий Медведев, отметив, что система "изжила себя напрочь" и, несмотря на обязательный техосмотр, на дорогах остались "ведра с гайками", владельцы которых, как ни странно, имели на руках все документы — в том числе листок ТО. Можно только догадываться, во что бы вылился отказ от этой процедуры в России, хотя эксперты и приводили массу доводов в пользу исчезновения ТО из жизни автовладельцев.

В итоге было решено заняться реформой процедуры техосмотра. Идей на этот счет оказалось предостаточно — среди прочего предлагали вывести ТО из компетенции МВД и отдать "бразды правления" Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Кроме того, предлагали изменить порядок получения полиса ОСАГО, который "привязали" к талону ТО.

Предложения были поддержаны и появились уже в тексте закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", вступившем в силу 1 января 2012 года. Однако в апреле 2012 года о необходимости изменений заговорили вновь. Причины оказались банальны — из-за сложности исполнения закона в автомобильной сфере возникло множество нарушений. И закон, который не просуществовал и года, пришлось вновь дорабатывать.

Изменения коснулись документов о повышении безопасности эксплуатации транспортных средств, закона об ОСАГО и техосмотре. Например, появился пункт, предусматривающий выдачу краткосрочных полисов ОСАГО со сроком действия до 20 дней — его приобретают на время следования к месту регистрации транспортного средства или к месту прохождения техосмотра. Также было решено исключить пункт, согласно которому страховая компания может отказаться от заключения договора с автовладельцем, если срок техосмотра его автомобиля истекает за 6 месяцев до окончания срока действия страховки. Кроме того, наряду с техталонами депутаты предложили использовать диагностические карты. Дело в том, что новый закон о ТО предусматривал переход на новые бланки, которых Госзнаку заказали 18,5 млн экземпляров (оценочная стоимость тиража 555 млн рублей, бланки выкупают сами операторы). Но на всех бланков не хватило, из-за чего некоторые операторы попросту отказывались осматривать автомобили.

Впрочем, даже это не стало финалом в долгой истории российского ТО. Приняв поправки, депутаты вплотную занялись работой над пунктом об отмене талонов ТО и возможностью прохождения техосмотра у дилеров. Итоговое третье чтение состоялось 13 июля, и очередная поправка была принята: депутаты поддержали идею получать полис ОСАГО на основе данных диагностической карты, выданной аккредитованным оператором ТО.

"Мы не отменяем саму процедуру техосмотра. Талон заменяется диагностической картой, а второе — это совмещение процедуры техосмотра с сервисным обслуживанием автомобиля. По талону самая главная история в том, что вы приходите проходить техосмотр, вам дают подробный документ — диагностический акт. Потом на основании этого документа делается маленький документ, который называется талоном техосмотра, и с ним вы идете к страховщику. По сути дальше он нигде не требуется, срок его жизни составляет иногда несколько минут", — пояснил агентству "Интерфакс — АФИ" замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун.

Согласно поправке в закон, диагностические карты будут составлять в бумажном и электронном виде. Бумажный вариант отдадут водителю и оператору, обязанному хранить документ не менее трех лет. Кроме того, документ занесут в общую базу технического осмотра, где он будет храниться не менее пяти лет.

В диагностической карте будет содержаться заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства требованиям безопасности. Причем, карта о соответствии будет рассчитана на определенный срок действия, а в карте о невозможности эксплуатации будет указан перечень неисправностей. И в первом, и во втором случае документ будет подписан экспертом, проводившим проверку.

При заключении договоров ОСАГО наряду с диагностической картой до 1 августа 2015 года допускается предъявление талона техосмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра, выданных до дня вступления в силу закона.

Карту не нужно будет менять, если в течение срока ее действия у автомобиля сменился владелец. В случае ее утери или порчи водитель сможет в тот же день получить дубликат у любого оператора технического осмотра, написав заявление. Стоимость дубликата будет равна десятой части максимальной стоимости проведения технического осмотра, установленной в субъекте РФ. Например, для Москвы сумма составит 72 рубля, хотя оформление дубликата ТО сегодня обходится в 120 рублей.

В настоящее время в России аккредитовано 2 тыс. 842 организации, проводящие техосмотр. Несмотря на это, в "горячий сезон" в пункты ТО выстраиваются длинные очереди. Поэтому дилерам (входящим в группу официальных дилеров или универсальным дилерам, работающим с разными марками авто) официально разрешили заниматься проведением ТО, если они аккредитуются для этой процедуры. Кстати, для них в законе предусмотрены особые правила — дилеры в отличие от обычных пунктов ТО смогут отказаться от осмотра автомобиля клиента.

"По действующему закону, если вы приехали к любому оператору на любом автомобиле, то оператор не вправе вам отказать. Понятно, что дилер хотел бы обслуживать только свои автомобили и не хотел бы, чтобы к нему приезжали конкуренты или, например, старые автомобили", — пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун, отметив, что с сентября дилеры начнут совмещать техосмотр с техобслуживанием автомобилей.

Контролировать деятельность операторов по-прежнему будет Российский союз страховщиков.

Изменения в закон о ТО и ОСАГО вступят в силу после публикации закона. По мнению экспертов, это может произойти уже 10 августа, хотя точная дата еще не определена. Нормы о выдаче полисов ОСАГО вступят в силу по истечении 10 дней после публикации документа.

Несмотря на благие намерения депутатов, эксперты назвали одобренные поправки странными и "половинчатыми". После принятия закона о ТО в 2012 году в сфере ТО воцарился полный хаос, а некоторые предприимчивые страховщики стали открыто торговать полисами ОСАГО, которые выдавали без талона ТО. Чтобы хоть как-то урегулировать ситуацию, парламентарии стали принимать многочисленные поправки в закон, однако ситуацию это практически не изменило.

Как рассказал "Интерфаксу-АФИ" источник в Госдуме, эта поправка делает "странными" предыдущие изменения, включенные в закон о ТО — например, появление краткосрочных полисов ОСАГО.

"К данному предложению я отношусь как к половинчатому. Я сторонник того, чтобы техосмотр отменить для всех автомобилей, кроме тех, которые участвуют в международных, коммерческих перевозках и выполняют функцию общественного транспорта. (…) Водитель как отвечал за безопасность своего автомобиля, так и будет продолжать отвечать. Вместо того, что добиваться принятия закона о полной отмене техосмотра, нам предлагают это делать поэтапно", — считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

По словам директора по развитию и маркетингу сервисного оператора услуг мониторинга транспорта "Автолокатор" Глеба Славутского, введение диагностической карты — просто подмена понятий, и кардинально ничего не изменится.

"Владельцы новых машин для сохранения гарантии и так обслуживаются у официального дилера. Владельцы же автомобилей старше 3 лет чаще всего используют неофициальные сервисы. Снова появляется вопрос приобретения ТО: честным путем или за деньги. Введение такой меры может только привести к увеличению стоимости диагностики у аккредитованных дилеров. Плюсом данного закона является создание единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, в которой будет отражена история жизни автомобиля. Но информация туда будет поступать зачастую лишь по новым автомобилям. Остается вопрос, что делать с машинами старше 3 лет?", — считает Глеб Славутский.

В то же время некоторые эксперты относятся к инициативе скорее положительно. Например, председатель компании "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе считает замену талонов ТО диагностической картой разумным решением.

"Инициатива позволяет уйти от формализованного, бюрократизированного и коррупционного техосмотра к реальной диагностике автомобилей. Современные сервисы автомобильных дилеров позволяют более реально и объективно, а так же в рамках этого процесса урегулировать формальности технического состояния автомобилей. Это широко распространенная мировая практика (в цивилизованных странах)", — заявил Interfаx-Russia.ru Константин Трапаидзе.

По мнению генерального директора транспортно-экспедиторской фирмы "Совтрансавтоэкспедиция" Леонида Шляпникова, замена талона ТО на диагностическую карту — всего лишь замена одного документа, предъявляемого в страховой компании, на другой. А основные изменения система претерпела ранее, когда физически процедуру ТО передали аккредитованным специализированным организациям.

"Следует отметить, что развитие системы ТО, безусловно, является прогрессивным. Подобные подходы давно успешно используются в европейских странах. Например, немецкая карта прохождения процедуры технического осмотра — TUV, это очень серьезный документ, который реально отражает исправность и техническое состояние транспортного средства. Целью всей системы ТО является соблюдение обязательных норм технического состоянии и эксплуатации автомобиля, а не выписка разрешающих документов "для галочки", — пояснил Interfаx-Russia.ru Леонид Шляпников.

В свою очередь, генеральный директор курьерской компании City Express Алексей Кичатов считает, что оценивать эффективность новой системы нужно, когда она заработает в полной мере.

"На сегодняшний день здесь видится один положительный момент — вывод техосмотра из ведения МВД. Впрочем, для большинства рядовых автомобилистов положительность этого момента — вопрос спорный, поскольку многие привыкли решать проблему проверенным способом. Новая же система вызывает массу вопросов. Правда, согласно закону, предусмотрено два переходных года, в течение которых старая и новая схемы будут существовать параллельно. За это время автомобилисты должны разобраться, что к чему", — рассказал Interfаx-Russia.ru Алексей Кичатов.

Источник: interfax-russia.ru