Задать вопрос



Заказать звонок


Если Вы оставили заявку на заказ звонка после 18:00, наши менеджеры свяжутся с Вами до 12:00 следующего рабочего дня.


Запись на прием



Уточнить цену



Написать руководству



Оставить предложение



Написать отзыв



Услуги для физических лиц

Услуги для юридических лиц

Если Вам необходимо решить какую-то юридическую проблему, то Вы можете отправить заявку прямо с нашего сайта и наш юрист обязательно перезвонит Вам в удобное для вас время
Если у Вас есть какой-то вопрос, касающийся юридических аспектов, то Вы всегда можете задать его нашему специалисту
Вы можете отправить любые предложения по работе сайта, адвокатов, времени работы офиса, мы всегда готовы их рассмотреть

Набиуллина поручила разобраться с американскими налоговиками

Анастасия Алексеевских

Окончательные предложения по применению в России американского «антиотмывочного» закона представят ей через две недели.

По информации «Известий», на прошлой неделе состоялось совещание у помощника президента Эльвиры Набиуллиной, посвященное вопросам применения американского «антиотмывочного» закона, который вступает в силу 1 января 2013 года. В совещании приняли участие представители администрации президента, Минфина, МИДа, ЦБ, ФСФР, ФНС и Национального платежного совета (НПС). Последний предложил пять вариантов применения норм FATCA в российских условиях. По итогам встречи участникам было дано поручение в двухнедельный срок подготовить окончательные предложения для формирования переговорной позиции.

Кого касается FATCA

По закону о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act; FATCA) иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с Налоговым управлением США (IRS) специальные соглашения. По ним банки обязаны контролировать наличие средств на счетах и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах IRS. Теперь предполагается распространить систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Чтобы сократить риски, возникающие при заключении «прямых» соглашений иностранных финансовых учреждений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. В результате финансовые учреждения данных стран будут освобождены от 30-процентного налога и получат упрощенный механизм передачи информации об американских налоговых резидентах. В России пока такой механизм не реализован.

Опасаясь, что российские игроки понесут материальные и репутационные потери, НПС в июле направил письмо главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой инициировать разработку механизма исполнения в России требований американского закона. Реакцией на письмо стало совещание у Набиуллиной: на нем НПС сформулировал пять вариантов применения FATCA в России, рассказал «Известиям» президент НПС Андрей Емелин.

Налево пойдешь

По первому сценарию необходимо заключение межправительственного соглашения между РФ и США, по которому отечественные банки будут подписывать индивидуальные договоры с IRS и направлять ей информацию об американских налогоплательщиках напрямую — но в порядке, установленном национальным законодательством. Такая модель реализуется в Швейцарии и Японии. По мнению Андрея Емелина, этот вариант с учетом оставшегося до 1 января времени является наиболее приемлемым, но несет риски нарушения законодательства о банковской тайне.

Вторая модель также предполагает заключение международного соглашения, но уже о централизованной передаче информации (модель реализована во Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании и Нидерландах). В соответствии с ней банки будут передавать нацрегулятору сведения об американских налогоплательщиках, а тот, в свою очередь, — в IRS. США, в свою очередь, обязуются передавать налоговым службам стран-партнеров информацию по счетам их налоговых резидентов, открытых в американских финансовых организациях.

Третья модель, непосредственно урегулированная американским законом, также предполагает заключение российскими банками прямых соглашений с IRS, но влечет еще большую нагрузку на банки. Помимо информирования американских налоговиков, они должны будут сами удерживать 30-процентный налог с тех, кто отказывается сотрудничать с IRS, а также закрывать их счета. Емелин отмечает, что при таком сценарии наряду с угрозой нарушения банковской тайны возникает проблема безакцептного списания денежных средств в пользу иностранного государства.

Емелин отмечает, что для реализации этих трех вариантов надо принимать дополнительные законы и проработать технологические цепочки уже к 1 октября 2012 года. А в срок до 1 января 2013 года нужно заключить соглашение с США на межправительственном уровне, а также проинформировать банки о реализации именно этого варианта во избежание заключения ими индивидуальных договоров с IRS.

— Учитывая сроки вступления требований FATCA в силу и объем работ, мы просто можем не успеть его реализовать, — считает Емелин. — В результате участники рынка понесут прямые убытки от 30-процентных списаний, а также репутационные риски — как не участвующие в FATCA.

Можно вообще отказаться от FATCA

В четвертом случае предлагается перенести сроки введения норм FATCA в отношении России. Но, по словам Емелина, вероятность реализации такого сценария крайне низка. Последний же вариант предусматривает отказ от участия в исполнении FATCA вообще, говорит Емелин:

— Но тогда банки понесут прямые убытки в виде сумм, удержанных IRS, а также репутационные риски в масштабах международной финансовой системы.

По словам Емелина, в основу федерального закона, который бы регулировал применение норм FATCA в России, должно обязательно лечь межправительственное соглашение с США, заключенное в рамках договора об избежании двойного налогообложения. Но пока власти не определились, какой из вариантов будет в итоге реализован. Процесс разработки механизма применения FATCA идет, но очень медленно.

— МИД готовит переговорную позицию, в Минфине собирают аналитические материалы, ЦБ тоже нужно скорее определиться, ведь на банковском рынке почти 1 тыс. участников, которые могут пострадать. Между тем вопрос применения американского закона впервые поднимался еще полтора года назад, но процесс сдвинулся с мертвой точки только сейчас, — говорит Емелин.

Собеседник «Известий» подчеркивает, что банки понесут существенные разовые затраты на переналадку ПО (миллионы долларов в рамках каждой крупной кредитной организации), а также его доработку в случае внесения изменений в FATCA.

Соответственно, высока вероятность роста стоимости банковских продуктов для клиентов, говорит Емелин, расходы на выполнение игроками непрофильных функций всегда в конечном счете сказываются на клиентах — скажем, в виде повышения ставок по ссудам. Есть и еще одна отсроченная проблема — необходимость периодического прохождения российскими банками проверки на соответствие требованиям американского налогового закона.

Пойдет ли Россия на компромисс с собственными законами

— Наиболее благоприятный и удобный сценарий для России — комбинированный, — считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Вначале необходимо взять швейцарскую и японскую модели (индивидуальные договоры) и работать по этой схеме до заключения международного соглашения между Россией и США о централизованной передаче информации. Иначе данная инициатива неадекватна и неправомочна, будет носить односторонний характер и нанесет серьезный ущерб прежде всего российским банкам.

Главный бухгалтер банка «Стройкредит» Ирина Осипова считает, что есть смысл придерживаться третьей модели, которая предполагает централизованную передачу информации и заключение соглашения между США и Россией об избежании двойного налогообложения.

— В любом случае при внедрении нововведений банки понесут существенные издержки, — говорит начальник службы финансового мониторинга СМП Банка Инга Тумасьева. — Но выхода у них не будет, поскольку в ином случае они окажутся выброшенными из системы: выполнение требований FATCA фактически принято мировым сообществом.

Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий уверен, что нестыковки российского внедрения FATCA приведут к росту рисков американских резидентов. Рост этих рисков негативно отразится на инвестиционной привлекательности России и будет способствовать оттоку капитала из России. За I квартал 2012 года в Россию из США в пользу физлиц-нерезидентов поступило $37 млн, а из России в США физлица-нерезиденты перевели $134 млн.

Зампред Абсолют Банка Андрей Ларкин подчеркивает, что в настоящее время требования FATCA противоречат нормам Конституции, Уголовного кодекса (в части неприкосновенности частной жизни), закону «О банках и банковской деятельности» (нарушение банковской тайны), законодательству о персональных данных (за эти нарушения предусмотрена в том числе уголовная ответственность). Эксперт также отмечает, что удержание 30-процентного налога в пользу IRS может расцениваться как незаконный отъем, кража или растрата.

Источник: izvestia.ru