Задать вопрос



Заказать звонок


Если Вы оставили заявку на заказ звонка после 18:00, наши менеджеры свяжутся с Вами до 12:00 следующего рабочего дня.


Запись на прием



Уточнить цену



Написать руководству



Оставить предложение



Написать отзыв



Услуги для физических лиц

Услуги для юридических лиц

Если Вам необходимо решить какую-то юридическую проблему, то Вы можете отправить заявку прямо с нашего сайта и наш юрист обязательно перезвонит Вам в удобное для вас время
Если у Вас есть какой-то вопрос, касающийся юридических аспектов, то Вы всегда можете задать его нашему специалисту
Вы можете отправить любые предложения по работе сайта, адвокатов, времени работы офиса, мы всегда готовы их рассмотреть

Прокуроры проверят развалившиеся дела по коррупции в сфере госзакупок

Генпрокуратура России сообщила во вторник, что проверит законность решений, принятых за последние четыре года, о прекращении и приостановлении дел по фактам нарушений при размещении госзаказов. Только в 2010–2011 годах в этой сфере было выявлено 131 преступление, а размер установленного материального ущерба превысил 3,83 млрд. руб. Следователи отмечают, что многие дела разваливаются на ходу, а то и не возбуждаются вовсе, всячески затягиваются. Независимые эксперты скептически расценивают возможность искоренения воровства в сфере госзаказа с помощью одних лишь карательных мер — порой виновато несовершенство самой системы.

По инициативе Генпрокуратуры совместно со Следственным комитетом (СК), МВД, ФСБ, Росфинмониторингом, ФНС и ФАС утвержден план по противодействию преступлениям в сфере госзакупок на 2011-2012 годы. Он предусматривает «комплекс мер по предотвращению вывода денег в теневой оборот, их перечислению фирмам-однодневкам и фирмам-посредникам, по выявлению фактов хищений и нецелевого использования бюджетных средств», а также проверку расходования средств из бюджета на закупку дорогостоящего оборудования. Последнее упомянуто не случайно. После того как президент Медведев возмущенно назвал «циничным воровством» аферу с разворовыванием казенных средств на сумму почти 700 млн. руб. при закупке медучреждениями томографов, последовал целый вал уголовных дел. По данным Генпрокуратуры, к началу 2011 года их было возбуждено почти 70.

О сложности стоящей перед правоохранительными органами задачи можно судить по тому, что в системе госзакупок работают примерно 260 подрядчиков и поставщиков, которые ежегодно заключают более 10 млн. контрактов. При этом, если верить президенту, из госзаказа, достигшего уже 5 трлн. руб., разворовывается каждый пятый рубль. И несмотря на то, что против коррупции на сей раз ополчились целых семь силовых ведомств, как на практике поймать воров за руку, пока не очень понятно.

На сегодняшний день существует одна-единственная статья Уголовного кодекса, по которой можно привлечь к ответственности чиновников, орудующих в сфере госзаказа. Это ст. 178 УК «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Доказать вину коррупционера, в частности, картельный сговор или закулисную сделку при проведении торгов, по этой статье чрезвычайно сложно. Тем не менее Управление ФАС по Москве выявило в течение прошлого года восемь картельных соглашений, в том числе три факта сговора на торгах. Впервые материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения дел по 178-й статье. Но это, скорее, редкое исключение. В основном же коррупционеры от госзаказа идут по косвенным статьям — «халатность», «злоупотребление служебным положением». Да и то лишь мизерный процент дел доходит до суда. Как правило, чиновники отделываются символическим административным штрафом в 50 тыс. руб. и строгим «внушением». Достаточно сказать, что по данным той же Генпрокуратуры, в 2009 году было зафиксировано 15 тыс. нарушений закона о госзакупках, при этом лишь по 105 случаям были заведены уголовные дела.

Эксперты скептически оценивают и нынешние грозные заявления. Председатель коллегии адвокатов «ВашЪ Юридический Поверенный » Константин Трапаидзе рассказал «НИ»: «Генпрокуратура, с одной стороны, права — очень много дел, связанных с этими нарушениями, не просто закрываются и не доходят до суда, но и не расследуются должным образом. Но нужно менять саму систему госзакупок, в том числе делая ее более прозрачной, чего пока нет». Для исправления положения сейчас, правда, экстренно меняется закон о госзакупках 94-ФЗ. Но, по мнению замруководителя комитета по госзакупкам «ОПОРы России» Романа Гуголева, «воровать все равно меньше не станут — чиновники приспособятся и к новым поправкам, которыми оброс 94-ФЗ».

Недавно Дмитрий Медведев, приведя в пример Китай, где за хищения бюджетных средств казнят, пригрозил вороватым чиновникам увеличением сроков за такие преступления. Однако насколько это окажется действенным, у аналитиков тоже есть сомнения. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев сообщил «НИ»: «Ужесточение наказания и рост уголовных дел, которых добивается Генпрокуратура, приведет лишь к тому, что чиновники будут закладывать эти риски в откаты, и уменьшения воровства в госзаказе не произойдет». По мнению аналитиков, искоренять коррупцию нужно не «показательными порками» воров, а повышением уровня прозрачности госзакупок, публикации в Интернете отчетности о сделках и деклараций о доходах и расходах чиновников, чтобы поменять их мотивацию. Пока же, констатировала «НИ» директор аналитического департамента инвестиционной компании Александра Лозовая, предпринятая атака на коррупцию в госзаказе «в большей степени продиктована политикой, чем экономикой». «На носу выборы в Госдуму, а процесс этот, как известно, лучше не пускать на самотек», — отметила эксперт.

Источник: newizv.ru