Задать вопрос



Заказать звонок


Если Вы оставили заявку на заказ звонка после 18:00, наши менеджеры свяжутся с Вами до 12:00 следующего рабочего дня.


Запись на прием



Уточнить цену



Написать руководству



Оставить предложение



Написать отзыв



Услуги для физических лиц

Услуги для юридических лиц

Если Вам необходимо решить какую-то юридическую проблему, то Вы можете отправить заявку прямо с нашего сайта и наш юрист обязательно перезвонит Вам в удобное для вас время
Если у Вас есть какой-то вопрос, касающийся юридических аспектов, то Вы всегда можете задать его нашему специалисту
Вы можете отправить любые предложения по работе сайта, адвокатов, времени работы офиса, мы всегда готовы их рассмотреть

Следователи пошли за финансами

Глава Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин предлагает создать в России финансовую полицию. Ее предшественница — налоговая полиция — была упразднена Владимиром Путиным еще в пору его президентства, в начале 2000-х годов. По замыслу Бастрыкина, новая финансовая полиция должна контролировать не только сбор и уплату налогов, но и государственные расходы. Да и вся финансовая система государства должна охраняться этой полицией, считает Бастрыкин. Наблюдатели увидели в этой инициативе стремление силовиков расширить сферу влияния и получить контроль над госсредствами, которые ранее находились под началом гражданских Минфина и Центробанка. Более того, имеет место конкуренция и внутри самих силовиков, которые занялись перераспределением ресурсов в силовой корпорации, считают эксперты.

Для защиты финансовой системы государства в России не хватает еще одного качественного государственного органа — финансовой полиции. К такому выводу пришел председатель Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин. Вчера на официальном сайте СК он обнародовал статью, в которой рассказал о необходимости создать такой госорган на информационной и кадровой базе Росфинмониторинга. Сделать это можно за счет объединения функций финансовой разведки и оперативно-разыскной деятельности в области противодействия финансовым преступлениям.

Следственный комитет уже не первый раз выступает с идеей создать в России финансовую полицию в рамках реформы законодательства в области противодействия налоговой преступности. Эта тема поднималась еще осенью 2011 года.

Правда, тогда представители СК делали акцент именно на совершенствовании сбора налогов и противодействии фискальным преступлениям. А теперь Бастрыкин предлагает не ограничиваться одной лишь налоговой сферой. Финансовая полиция должна «осуществлять в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на финансовую систему государства». Поэтому в список ее задач войдет также выявление, пресечение и раскрытие преступлений в области расходования бюджетных средств. Финансовая полиция должна при этом напрямую подчиняться президенту или главе правительства.

Силовики пытаются возродить упраздненную в 2003 году налоговую полицию, которая охотилась за неплательщиками налогов. Ликвидация налоговой полиции была инициирована в ту пору президентом РФ Владимиром Путиным. Ее функции передали Министерству внутренних дел (МВД). А Михаил Фрадков, возглавлявший упраздненную Федеральную службу налоговой полиции, получил пост главы правительства. Все эти перестановки делались под эгидой ослабления чиновничьего и бюрократического давления на бизнес.

Сегодня же идея возрождения финансовой силовой структуры снова актуальна. И сторонники этой идеи словно не замечают, что в России сейчас уже действует целый ряд контрольных и ревизионных структур. Среди них Счетная палата (СП), в ее компетенции оценка эффективности и прозрачности бюджетных трат. При выявлении нарушений СП подготавливает и направляет в правоохранительные органы материалы, на основании которых можно заводить уголовное дело. Правда, эти дела заводятся не всегда. Помимо Счетной палаты есть Контрольно-ревизионное управление Минфина, отслеживающее бюджетные процессы. Есть Контрольное управление президента, занимающееся среди прочего экономическими нарушениями. Фискальные вопросы напрямую решает также Федеральная налоговая служба. Главным регулятором финансовой деятельности и денежных потоков является Центробанк.

Юристы, комментируя предложение Бастрыкина, подтверждают: для отечественной финансовой системы контролеров более чем достаточно, поэтому создание нового органа представляется чрезмерной мерой. «Из предложения господина Бастрыкина можно сделать вывод, что Росфинмониторинг в настоящее время не справляется со своими функциями. Так почему же в этом случае его вообще не расформировать? Также непонятны предложения наделить новый орган функциями контроля за расходованием бюджетных средств и подчинить его напрямую президенту или председателю правительства — зачем нам нужна копия Счетной палаты?» — недоумевает юрист практики налогового права юридической группы «Яковлев и Партнеры» Андрей Фелюст.

Неудачный опыт работы налоговой полиции Россия получила еще в середине девяностых.

Юристы нашли свое объяснение желанию СК возродить финансовую полицию. Одним из мотивов может быть низкое качество сбора оперативных материалов, плохое качество расследования и высокая коррупция правоохранительных органов, говорит председатель коллегии адвокатов «ВашЪ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе. Однако, по его мнению, нет никакой гарантии, что создание финансовой полиции решит перечисленные проблемы: «Если брать аналогию с Италией, то там финансовая полиция, наделенная функцией финансовой разведки, является спецслужбой, первоочередная задача которой — национальная безопасность. Ей присущи высокий уровень секретности, практически абсолютная самостоятельность и широкие полномочия. В наших условиях это может обернуться серьезными злоупотреблениями».

«Не исключено, что новая инициатива СК связана с недавними изменениями в фискальной сфере, когда у правоохранительных органов отобрали последнюю возможность возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям по собственной инициативе. Сейчас возбуждение уголовного дела возможно лишь на основе вступившего в силу решения налоговой проверки. В итоге правоохранители лишились огромного куска пирога и, вероятно, пытаются взять реванш», — добавляет Андрей Фелюст.

Примерно так же думают политологи. В период президентства Владимира Путина силовики не имели практически никакого доступа к государственным финансам, контроль за ними и управление бюджетными процессами были предоставлены таким гражданским структурам, как Минфин и Центробанк. Очевидно, что силовики хотят за счет создания финансовой полиции расширить в том числе свою сферу влияния. Но этим дело не ограничивается. «Еще более очевидна конкуренция внутри самих силовиков. Можно говорить о перераспределении ресурсов внутри силовой корпорации. В МВД уже есть управление по борьбе с экономическими преступлениями. И, видимо, существует идея создать некую структуру, которая станет альтернативной этому управлению», — считает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, у Бастрыкина уже есть богатый опыт подобной конкурентной борьбы, который он получил в ходе отделения Следственного комитета от Генеральной прокуратуры. МВД от инициативы СК явно будет не в восторге, добавил эксперт.

Руководитель практики финансовых расследований «ФБК-Право» Александр Сотов привел более простое объяснение мотивов СК. «В соответствии с изменениями, которые были внесены в ст. 151 УПК, возбужденные с 1 января 2012 года дела о налоговых преступлениях относятся к подследственности Следственного комитета. И, вполне возможно, комитет оказался не готов, поскольку до этого соответствующие дела (а значит и кадры, обладающие необходимым опытом) относились к системе МВД. Отсюда — разговоры о необходимости создать новый орган».

Источник: ng.ru