В Госдуму поступил законопроект, цель которого обязать компании ТЭКа направлять всю информацию о производственном цикле, от добычи до реализации, включая ценообразование, в единую государственную информационную систему. Нефтегазовое лобби намерено противостоять таким намерениям власти.
Судя по заявлению вице-спикера Госдумы Валерия Язева, законопроект «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», подготовленный в Минэнерго, вошел в число приоритетных, первое чтение намечено на сентябрь. Как рассказал «МН» заместитель министра энергетики Юрий Сентюрин, разработать закон министерству поручил президент Дмитрий Медведев в марте текущего года. Замминистра пояснил, что цель проекта состоит в создании «государственной информационной системы, позволяющей повысить качество, оперативность и эффективность государственного управления в сфере энергетики». Профильные ведомства уже согласовали законопроект, его одобрило правительство, а 5 сентября он внесен в Госдуму.
В единую государственную информационную систему ТЭК (ГИС ТЭК) участники нефтегазового рынка должны будут передавать достоверную информацию не только о юридических лицах, работающих в сфере ТЭК, но и о состоянии рынков, ценообразовании, сведения о транспортировке, реализации продукции и многие другие. Всего в проекте 19 видов информации, на базе которой будет формироваться ГИС ТЭК. При этом пользоваться ею смогут не только государственные органы, но также юридические и физические лица.
Юридические советники Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по просьбе «Московских новостей» ознакомились с документом и отозвались о нем неодобрительно. Они считают, что ТЭК вообще нужно освободить от таких обязательств. Эксперты обращают внимание на то, что практически вся информация уже направляется в другие информационные базы. К примеру, в Государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в Государственную федеральную информационную статистическую систему, куда данные поставляются на регулярной основе. Немалый объем информации, говорят эксперты РСПП, содержится и в ГИС, включенных в «Реестр федеральных государственных информационных систем».
Юристы РСПП считают, что положения законопроекта противоречат принципу однократности сбора информации, поскольку «аналогичная по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления информация уже направлялась юридическим лицом». К тому же, говорят эксперты, авторы проекта не прописали гарантий конфиденциальности. Юрий Сентюрин с этим не согласен. Он считает, что вопросы защиты конфиденциальной информации отрегулированы. «Так, статья восьмая проекта запрещает распространение или ненадлежащее использование информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну», — говорит замминистра. Однако, кроме общих формулировок о запрете, в законопроекте действительно нет никаких конкретных мер. Что касается доступа неких юридических и физических лиц к информации, то, как выяснилось, это положение будет отрегулировано отдельно. По словам Юрия Сентюрина, «предполагается, что этот вопрос будет разрешен в нормативном правовом акте правительства Российской Федерации», как это предусмотрено восьмой статьей проекта.
Отраслевые аналитики считают, что в создании единой информсистемы есть смысл. По мнению Максима Афанаско, аналитика УК «АГАНА», система создается скорее всего с тем, чтобы государство получило возможность влиять на ценообразование в нефтегазовой отрасли, чего нельзя сделать без информационно-аналитической базы. «Скорее всего будет создано отдельное агентство, которое получит дополнительные полномочия. Такая система позволит контролировать вложения из бюджета в реорганизацию ТЭКа, влиять на цены энергоресурсов внутри страны». Эксперт отмечает, что «ФАС не всегда действует оперативно и неэффективно влияет на ценообразование».
Максим Шеин, начальник аналитического отдела финансовой группы «Брокеркредитсервис», полагает, что у регулирующих и надзорных органов появятся новые возможности для контроля за налогооблагаемой базой и как следствие приведет к повышению собираемости налогов. «Никто сейчас не знает, по какой цене нефть приходит на нефтеперерабатывающий завод. Раскрытие информации существенно может повлиять на собираемость того же НДС», — полагает аналитик.
Мнение Дмитрия Липатова, партнера юридической компании «Налоговик», не противоречит такой оценке, но он считает, что результат будет незначительным, поскольку «все эти данные в контролирующих ведомствах есть и сейчас, только в разрозненном и бумажном виде, теперь же предполагается их оформлять и передавать по назначению электронным способом».
Наиболее критично о законопроекте высказался председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный » Константин Трапаидзе. «Вряд ли проект объясняется информационными задачами, скорее это программа по уводу денег из бюджета, так как всем известно, что проще всего потратить бюджетные деньги на IT, не неся за это в последующем никакой ответственности. Тому много примеров с неудавшимися информационными базами», — заключил собеседник «Московских новостей».
19 видов информации согласно новому законопроекту предстоит передавать компаниям в ГИС ТЭК
Юристы РСПП считают, что положения законопроекта противоречат принципу однократности сбора информации.
Виды информации, поставляемой в ГИС ТЭК
- об авариях и производственном травматизме
- о ценообразовании и фактических ценах
- об использовании энергетических ресурсов
- о потребности субъектов РФ
- о запасах и характеристиках энергоресурсов
- об объемах и направлениях транспортировки
- об использовании портовых комплексов морского и внутреннего водного транспорта, инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта, связанных с отгрузкой
- об использовании возобновляемых источников энергии
- о таможенной статистике
- о юрлицах, занятых добычей, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией п. о добыче, переработке, хранении, передаче, транспортировке, снабжении, реализации энергетических ресурсов и об их потерях
- о технических характеристиках объектов и оборудования
- о приобретении по госконтрактам и об использовании энергетических ресурсов
- о международных договорах и нормативных правовых актах
- о мерах по охране окружающей среды
- об энергосбережении.
Источник: проект федерального закона «О государственной информационной системетопливно-энергетического комплекса» (c) риановости / мн, 2011. Алексей Птицын, Михаил Симаков
Источник: mn.ru