Сергей Холмогоров является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, с. Велегож, ул. Березовая, участок 120, площадью 803 кв.м, (кадастровый номер 71:09:010701:1185), предназначенного для индивидуального жилищного строительства. У Светланы Андреевой — соседний участок площадью 55641 кв.м (кадастровый номер 71:09:010701:1194). На нем расположены дороги общего пользования, в пределах населенного пункта – села Велегож. Других соседних земельных участков, на которых расположены дороги, дающие Холмогорову доступ к собственному земельному участку, нет. При этом Андреева решила ограничить проезд по своим землям, сделав его платным. ИП установила шлагбаум и предложила жителям села вступить в садовое некоммерческое партнерство (СНП). Зимой 2011 года вступительный взнос в СНП составлял 90 тыс. рублей, сейчас планка поднялась до 140 тыс. рублей. Пока это единоразовые траты, но не исключено, что впоследствии плата за проезд будет взиматься на постоянной основе, например, ежемесячно, говорит Холмогоров.
По его словам, дороги общего пользования на селе не должны находиться в частной собственности, проезд по ним должен осуществляться бесплатно. В соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах» от 8 ноября 2007 года к собственности поселения относятся дороги общего (и не общего) пользования в границах населенных пунктов, за исключением автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автодорог.
Сотрудник АСВ обращался с этими доводами в администрацию Тульской области, а также к ее губернатору, но они отказались предпринять какие-либо действия. На запрос «Маркера» в администрации также не ответили.
Холмогоров решил оспорить введение пропускного режима в суде. Он обратился с иском об установлении постоянного права ограниченного пользования земельным участком Андреевой. Его аргументы строились на ст. 274 Гражданского кодекса. В соответствии с ней, «собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута)». Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
По словам Холмогорова, на момент рассмотрения иска судом шлагбаум был открыт и следовательно не создавал препятствий в проезде. Однако после решение суда СНП тут же поставило охрану и повесило замок на шлагбаум, говорит юрист АСВ. В решении суда отмечается, что СНП ремонтировало дороги, а потому вправе брать плату за проезд. Холмогоров считает ее несоразмерной:
— Они только гравий немного насыпали, по сути ничего кардинального сделано не было. При этом расчета платы они не предоставляют.
«Маркер» пытался связаться с СНП, а также Светланой Андреевой, однако дозвониться до них не удалось. По телефону Андреевой, указанному в решении суда, ответили, что ИП по нему не значится. Холмогоров называет Светлану Андрееву сотрудницей ИК «Велес капитал» или компании «Юнипаркс». В обеих организациях заверили, что Андреева у них не работает. Не исключено, что это подставное лицо.
Холмогоров рассказал «Маркеру», что к селу Велегож присоединяются территории, принадлежащие инвестиционной группе «Велес капитал»:
— С целью уменьшения налоговой нагрузки этот массив формально передается «Велес капиталом» в собственность Светлане Андреевой, имеющей статус предпринимателя. Она, в свою очередь, осуществляет деление большого массива на 125 участков по 8-20 соток, которые выставляются на продажу. Из-за попустительства местной администрации при разделе земля между участками, которая согласно требованию закона должна быть использована под поселковые дороги и являться дорогами общего пользования, остается в собственности ИП. Жители села отправляли запрос в прокуратуру, та признала межевание земель незаконным и предложила им обратиться в суд с соответствующим иском.
В «Велес Капитал» «Маркеру» пояснили, что никакого отношения к этому судебному делу компания не имеет:
— Сотрудника по фамилии Андреева нет и никогда не было у нас. Компании «Велес Капитал» не принадлежат земли в селе Велегож, и она не занимается операциями по передаче имущества подставным лицам в целях уменьшения налоговой нагрузки.
Холмогоров намерен оспаривать решение Заокского районного суда в апелляции, жалоба направлена в Тульский областной суд.
Эксперты, опрошенные «Маркером», считают, что у Холмогорова есть шансы в апелляции.
Дороги общего пользования перегораживаться не могут. Кроме того, если это единственно возможный подъезд к участку, то человек, чьи права нарушаются, имеет право на так называемый «сервитут» (обязательное пользование), который не может быть ограничен, — говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический повереный» Константин Трапаидзе. — Он может быть установлен как в судебном, так и в договорном порядке.
Выводы Заокского районного суда о необходимости подтверждения Холмогоровым того факта, что ответчиком совершаются действия, ограничивающие или затрудняющие его доступ к своему земельному участку (к примеру: наличие закрытого шлагбаума на территории земельного участка Андреевой), нельзя признать соответствующими закону, — комментирует юрисконсульт юридической компании «Интерцессия» Антон Малинин. — Если в ходе проверки этого решения Тульский областной суд установит, что удовлетворить потребности Холмогорова иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования земельным участком Андреевой, не представляется возможным, у апелляции будут основания для отмены принятого решения и установления сервитута.
— Действия Андреевой можно классифицировать как самоуправство, — соглашается директор по развитию и маркетингу компании «Автолокатор» Глеб Славутский. — Платные дороги должны дублироваться бесплатной альтернативой.
Источник: marker.ru