Сразу же после майских праздников, а точнее 10 мая, в Москве стартовал очередной сезон так называемых «плановых» отключений горячей воды. Корреспондент «Трибуны» опросил нескольких экспертов-юристов на предмет: не нарушаются ли в данном случае права граждан как потребителей подогретой Н2О, без которой городские жители уже практически не мыслят своего существования. Может быть, все это лишь пережиток советского прошлого, который давно пора упразднить? Мнения, как говорится, разделились…
Впрочем, как обещает оператор столичной энергетической сети — Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК), которая обслуживает более 45 тысяч зданий, продолжительность периода отключения горячей воды будет поступательно сокращаться. Напомним, что ранее срок отключения горячей воды составлял 21 день, затем в 2010 году он был сокращен до 14 дней, а в 2011-м — до 10 дней. В этом году тенденция к уменьшению заметно укрепилась: в 338 домах столицы горячую воду отключат не на 10, как ранее, а на 3 дня, в 580 — на 5 дней, в 119 — на 7. В более чем 1600 зданиях горячая вода будет все лето. Среди счастливчиков окажутся жители 1174 домов. Бесперебойная подача горячей воды будет также осуществляться в 160 детских садах, 117 школах и 39 больницах. Может быть, со временем удастся вообще свести дни без горячей воды к нулю? Очень бы этого хотелось! Но пока об этом можно только мечтать…
Константин ТРАПАИДЗЕ, председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный»:
— Само по себе отключение воды является нарушением прав потребителей, поскольку в любом случае оставляет потребителя без услуги. Как выяснилось, компании смогли сократить месячные, а потом 21-дневные сроки до 14 дней. У некоторых они теперь стали еще меньше. В эти сроки поставщик услуг проводит профилактические работы. Однако это проблема поставщика услуг. Он должен проводить это в минимальные сроки с минимальным ущербом для потребителей. При этом поставщики услуг ориентируются на собственные инструкции. Конечно, такого быть не должно. И следует законодательно ограничить эти сроки. Например, тремя-пятью днями. С претензией можно обратиться либо в эксплуатационную компанию, либо непосредственно к поставщику услуг.
Дмитрий ЩЕГЛОВ, руководитель практики по недвижимости адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры»:
— Водоснабжение осуществляется на основании договора с управляющей компанией дома. Как правило, данные договоры предусматривают периоды технологических отключений, т.е. плановые отключения горячей воды никак не нарушают права потребителей. Однако иногда управляющие компании злоупотребляют своим положением и включают в счет оплату за горячее водоснабжение в период, когда эти услуги не оказывались. Необходимо быть внимательным к присылаемым счетам за коммунальные услуги.
Действующее законодательство предусматривает возможность отключения (перерыв в подаче) горячей воды в связи с необходимостью проведения ремонтно-профилактических работ. При этом общий срок отключения горячей воды не должен превышать 14 дней. Потребители должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 рабочих дней до перерыва подачи горячей воды. Уведомление должно быть доведено до каждого потребителя либо посредствам почтовой связи, либо Интернета, либо размещения соответствующих объявлений в общедоступных местах (информационные стенды у подъездов домов, лифтов и т.п.). При отсутствии такого уведомления каждый потребитель вправе обратиться в суд с иском к ресурсоснабжающей организации с требованиями возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие отключения горячей воды без предварительного уведомления, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, за время отсутствия горячей воды потребитель вправе произвести перерасчет за ее оплату, пропорционально периоду такого отсутствия.
Таким образом, само по себе отключение горячей воды нарушение прав потребителей не влечет, при условии, что вся процедура перерыва в подаче горячей воды проведена в соответствии с действующим законодательством, т.е. при надлежащем заблаговременном уведомлении потребителя, в сроки, не превышающие установленных нормативно-правовых актов, и без причинения вреда потребителю.
Источник: tribuna.ru