Около трех тысяч рублей в месяц — такова сегодня во многих московских домах квартплата за однокомнатную квартиру без учета электричества. Год назад эта цифра составляла всего 1800 рублей. Таким образом, рост стоимости эксплуатации жилья превышает 60%, тогда как правительство ограничило увеличение тарифов ЖКХ на 2011 год цифрой в 15%. Впрочем, через суд поставить на место коммунальщиков хотя и непросто, но в принципе возможно.
Глобальные проблемы реформы ЖКХ уже давно не слишком беспокоят присутствующие на рынке управляющие компании. Они достаточно эффективно научились извлекать прибыль всеми доступными способами. К несчастью, многие из них как минимум не совсем законны. Аппетиты коммунальщиков растут. Тот факт, что цифры в счетах за ЖКХ — так называемых «жировках» — постоянно увеличиваются, уже давно никого не удивляет. Но до недавнего времени росли они более-менее умеренно, в среднем по 10—15% в год, то есть практически по тем правилам, которые устанавливали власти. А вот с прошлого года коммунальщики решили заняться населением уже всерьез.
Рост квартплаты до 60% и более коммунальщики объясняют магическим словом «перерасчет». При этом они заверяют, что сам тариф вырос ровно настолько, насколько это положено, согласно постановлению правительства. Сотрудники сферы ЖКХ действительно занимаются перерасчетами — они по своему усмотрению меняют нормативы потребления услуг. И это лишь одна из немногих «коммунальных хитростей». Добиваться от большинства УК объяснений и качественного оказания услуг гражданам приходится самостоятельно, без всякой поддержки местных или федеральных властей.
Защити себя сам
Понятие нормативов потребления услуг достаточно рыхлое. Положим, среднестатистический человек тратит на умывание, душ, мытье посуды и пр. n литров воды в сутки. Еще он сжигает для приготовления пищи и обогрева жилья энное количество кубометров газа в месяц, плюс водоотведение (то есть канализация должна принять всю ту воду, которую он использовал). Эти цифры и есть нормативы потребления услуг ЖКХ, коими, по идее, обязаны пользоваться коммунальщики.
В советское время нормативы считали и устанавливали специальные НИИ, а службы ЖКХ свято им следовали. Сегодня такие НИИ, если и остались, влачат жалкое существование, ибо их услуги никому не нужны. А по большому счету ученые в сложившейся ныне в РФ системе просто опасны, ведь они могут насчитать совсем не то, чего хотят деятели от ЖКХ. Как правило, многие коммунальные чиновники «дружат» с управляющими компаниями, которые устанавливают совершенно несусветные нормативы для домов, находящихся в их совместном ведении.
Например, в среднем по России норматив потребления воды составляет 10 кубометров в месяц на человека — по сравнению с советскими цифрами он завышен в 2—2,5 раза. Данная цифра означает, что каждый день человек должен выливать 330 литров воды, а это совершенно невозможно, даже если пять раз в день ходить в душ. Но 10 кубов — это «средняя температура по больнице». Например, автору этих строк как-то выставили счет на 18 кубометров, то есть в день нужно было тратить уже 600 литров. Соответствующие цифры фигурировали и в графе «водоотведение». На вопрос о том, откуда взялись данные чудовищные цифры, работники ЕИРЦ не стесняясь отвечали, что дом якобы стал вдруг потреблять очень много воды, вот всем жильцам и повысили норматив.
«УК может менять нормативы потребления со ссылкой на распоряжения местных органов власти и сбытовых компаний (Энергосбытводоканал), либо обосновав необходимость щадящей эксплуатации коммуникаций и ряд других причин. Если УК повышает тарифы необоснованно, то это повод для прокурорских проверок и для обращения в суд», — объясняет председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе. «Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Данными Правилами предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом «уполномоченные органы» — органы местного самоуправления», — поясняет заместитель директора юридической группы «Яковлев и Партнеры» Ирина Рождественская. Получается, что, для того чтобы поднять нормативы, нужно просто «договориться» с местными «уполномоченными органами». А чиновник с чиновником и с управленцем всегда найдут общий язык, если дело идет о деньгах. Особенно больших.
Конечно, есть относительно простые варианты защититься от произвола, ну хотя бы частично — установить счетчики потребления воды. Приборы эти достаточно недорогие и окупятся они довольно быстро. Хотя вовсе не факт, что и на такой шаг хитрые коммунальщики не найдут «винт с левой резьбой». Например, в Реутове есть дом, где обнаглевшие управленцы и дружественные им коммунальщики просто тупо умножают показания всех счетчиков на два, ничего не объясняя. Эксплуатация «двушки» в этом доме достигла уже 7—8 тыс. рублей в месяц, прежде чем терпение жильцов лопнуло. Начались судебные разбирательства. Но это скорее исключение — большинство управляющих предпочитают приворовывать по-тихому, и излишнего скандального внимания к своей деятельности не привлекать.
Гораздо хуже ситуация с теплом — нередко УК вдруг заявляет, что дом начал потреблять много тепла, поэтому платите. Тут все куда сложнее, чем с водой. Конечно, квартиру можно оборудовать счетчиками тепла, но обойдется это в 150—200 тыс. рублей — такие инвестиции никогда не окупятся. При этом коммунальщики могут еще и оспорить показания данных приборов, ведь все квартиры «висят» на единых для всего дома стояках отопления. Пойди докажи, что именно твоя квартира потребила такое-то число гигакалорий тепла, — как показывает практика, это попытки из области ненаучной фантастики. Выстраивая отношения с жильцами с позиции силы, большинство управляющих компаний чувствуют себя достаточно уверенно. Казалось бы, они должны заискивать с клиентами, ведь жильцы могут в любой момент собраться и найти другую УК для своего дома. Но поменять ее на ту, которая не будет настолько же алчной, жильцы де-факто не имеют возможности. Обычно в каждом районе существует ограниченное количество УК, которые давно договорились друг с другом о цене на свои услуги. Как говорят юристы, даже если жильцам удастся найти «честную» УК, ее тут же «утопят» коллеги-конкуренты. Ведь нарушения законодательства всегда можно изыскать или просто придумать, настучать в управу и в другие властные структуры, и компанию просто отстранят от работы. В сложившихся обстоятельствах большинству жильцов приходится не столько пугать коммунальщиков «расставанием», сколько добиваться от них выполнения хотя бы каких-то работ, предусмотренных договором. Заканчиваются эти споры часто судом.
Суд да дело
Тарифы, выставляемые УК, равно как и качество или количество выполняемых управленцами работ, теоретически можно пытаться оспорить в суде. Но, к несчастью, вопрос судебного преследования жуликов достаточно сложен. «Подать коллективный иск от всего дома на УК нельзя. Каждому жильцу необходимо подавать отдельный иск, например, о взыскании переплаты. Для юридических компаний такие дела на относительно небольшие суммы совершенно неинтересны, поскольку трудозатраты не оправдывают деньги, которые можно теоретически взыскать, а суды, в свою очередь, присуждают неадекватно малые суммы на оплату услуг представителей. Однако в случае обращения в прокуратуру или государственные органы коллективная жалоба предпочтительнее, поскольку имеет больший вес в глазах проверяющих», — объясняет управляющий партнер юридического бюро «Виртус-Лекс» Дмитрий Телегин. Таким образом, роста рынка услуг по юридическому преследованию зарвавшихся УК ожидать не следует.
Без поддержки юридических контор жильцам гораздо тяжелее. Самостоятельное же ведение судебной тяжбы с изворотливыми УК и покрывающими их муниципальными чиновниками зачастую сложно, а главное, не очень выгодно с финансовой точки зрения. Правда, успешных примеров судебных разбирательств жильцов против УК становится все больше. У настойчивых граждан все же достаточно способов надавить на УК. Было бы время и терпение. Юристы советуют начинать с жалоб в управу, в мэрию, прокуратуру и ФАС. Причем лучше всего, если подобных обращений будет много, и они будут частыми. Тогда есть шанс, что УК могут начать «трясти», проверять на нарушения. Зачастую управляющим просто достаточно на словах объяснить, что жалоба будет обязательно подана. Привлекать излишнее внимание чиновников к своей деятельности они не хотят. Им выгоднее понизить тариф настойчивому жильцу на 20, а иногда и 30% и временно погасить конфликт.
Однако помогает такая тактика не всегда. Даже громкий скандал не всегда способен поколебать их позиции. Главное для управленцев не потерять поддержку муниципальных чиновников. Тогда в самом худшем для себя случае можно отделаться легким испугом, совершенно несоизмеримым с суммами, которые они успели «намыть». Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность УК: за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами; нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. «Максимальный размер административного штрафа исходя из вышеуказанных нарушений для должностного лица составляет 50 тыс. рублей. В случае совершения таким лицом административного правонарушения в области раскрытия информации относительно управления многоквартирным домом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию указанного должностного лица на срок от одного года до трех лет. Для юридических лиц наказание составляет 300 тыс. рублей», — объясняет руководитель практики по недвижимости и строительству адвокатское бюро «Леонтьев и партнеры» Дмитрий Щеглов.
Правда, в судах иногда фигурируют суммы и посолиднее. «Если нарушения будут доказаны, управляющую компанию заставят пересчитать тариф, компенсировать переплату потребителем и заплатить штраф. Сумма судебных исков бывает различной, максимальная на моей памяти 3 000 600 рублей по одному дому (переплата + штраф 1,5 млн рублей)», — вспоминает Константин Трапаидзе. Но, как объяснял выше Дмитрий Телегин из «Виртус-Лекс», это не может быть цифрой одного иска, таким образом, данные три миллиона — сумма всех претензий жильцов некого дома к УК. Хороший попался дом, дружный, всем миром жильцы выступили против вороватых коммунальщиков.
Увы, таких домов по стране немного. В основном граждане судятся в индивидуальном порядке. «Случаев, когда граждане (собственники помещений) выигрывали дела против УК, достаточно много. Размер выплат зависит от характера дела, суммы убытков, степени вреда и других аспектов. При условии наличия доказательственной базы, определяющей факт нарушения УК своих обязанностей, степени причинения вреда личности или имуществу гражданина, стоимости ущерба, нанесенного гражданину, шансы на успех (выигрыш дела) многократно увеличиваются», — говорит Дмитрий Щеглов. Вот только оправдают ли затраты времени и сил на сбор документов те мизерные компенсации, которые может назначить суд? Для тех, кто идет в суд из принципа, бесспорно. Но для большинства граждан, которые ценят свое рабочее и личное время, однозначно нет. Этим и пользуются управленцы.
Масштабное отступление
К несчастью, все защитные действия жильцов способны лишь слегка сдержать процесс увеличения расходов на ЖКХ. В лучшем случае средний рост тарифов в ближайшие годы вряд ли окажется меньше чем 15% ежегодно. В нынешнем году официальные тарифы вырастут еще значительнее. Но это еще полбеды. УК, которые и раньше не особо церемонились с жильцами, получают новый повод для увеличения ставок. Так, Минрегион уже разработал проект, расширяющий виды работ, при осуществлении которых организация обязана быть членом строительной СРО. Под его действия подпадут управляющие компании, которые проводят работы по экономии энергопотребления в многоквартирных домах.
Сейчас на рынке существует около 15 тысяч управляющих компаний, большинство из которых занимаются энергосберегающими мероприятиями и повышением комфорта в домах. Членство в СРО обойдется каждой компании минимум в 300 тыс. рублей, не считая ежемесячных взносов. И эти расходы УК обязательно постараются переложить на жильцов.
Парадоксально, но факт, гораздо более защищенными от поборов за коммуналку сейчас оказываются собственники индивидуального жилья. На сегодняшний день квартплата за «однушку» уже почти сравнялась с расходами на содержание огромного загородного дома. Например, ЖКХ (газ и электричество) за дом в 270 квадратных метров плюс обогреваемая баня в среднем составляет 4—5 тыс. рублей в месяц. Наверное, именно такая грустная арифметика и подталкивает людей к кардинальным решениям — перебираться в собственное жилье, где ты сам хозяин и нет никаких жульнических УК. Оживление интереса к загородной недвижимости, которое эксперты наблюдают с начала этого года, подстегивается в том числе и непомерным увеличением квартплат.
Люди берут кредиты, строят коттеджи, переезжают туда на ПМЖ, потом избавляются от квартир и закрывают ссуды. Если есть такая возможность и не пугает стройка, то это самый надежный вариант раз и навсегда избавить себя от грабежа со стороны коммунальных УК. Главное, при этом не попасть в аналогичную ловушку уже за городом. Во многих коттеджных и дачных поселках сегодня орудуют такие же УК, которые устанавливают свои, отличные от утвержденных правительством, тарифы на газ и электричество. Причем они могут быть в разы больше! Здесь ресурса судиться с управленцами еще меньше.
Поэтому приобретателям загородной недвижимости стоит быть внимательнее. Там, где коттеджный поселок возник как бы сам по себе, нет никаких «управленцев» и где люди имеют прямые договора с «Мосэлектросбытом» и «Мособлгазом», «левые» тарифы потребителям не грозят. К несчастью, такой путь бегства от реформы ЖКХ подходит очень небольшой группе людей. Остальным в ближайшие годы, похоже, предстоит изрядно поднатореть в юридических спорах с управляющими компаниями.
Источник: odnako.org