В Госдуму внесен законопроект о создании специальной коллегии уполномоченных прокуроров для расследования деятельности высших должностных лиц государства. 17 суперполномочных прокуроров смогут расследовать дела против генпрокурора, председателей высших судов, главы Центробанка, спикеров законодательных палат, а также бывших глав государств. По заявлению любого гражданина стать подследственным сможет и председатель Следственного комитета России, ныне практически неуязвимый для российского правосудия.
В пояснительной записке к законопроекту его автор — председатель комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков утверждает, что его принятие позволит «создать институт по предупреждению предпосылок коррупции и развития политического экстремизма, основанного на эксплуатации лозунга о неприкасаемости элиты госвласти».
Коллегию предлагается формировать на семь лет из семнадцати человек: по пять выдвинут президент, Госдума, Совет Федерации, еще два члена в нее войдут от уполномоченного по правам человека в России. Член коллегии будет иметь статус замгенпрокурора, председатель — первого заместителя. Независимым прокурором сможет стать беспартийный юрист с 15-летним стажем, не моложе 40 лет, имеющий дополнительный стаж работы на руководящих должностях в государственных или коммерческих структурах.
Главный посыл законопроекта — возможность проводить предварительное расследование в отношении ныне недосягаемых для органов следствия высокопоставленных чиновников, а также бывших первых лиц государства. Уполномоченные прокуроры смогут расследовать правомерность решений экс-президента страны и бывшего премьер-министра. Во время работы под их прицел смогут попасть все министры, председатели Счетной палаты, ЦБ, Центризбиркома и другие высокопоставленные лица.
Взять в оборот генпрокурора можно будет в случае нанесения его решениями ущерба интересам граждан, значительного отрицательного резонанса в обществе, вызванного его деятельностью, а также массовых жалоб граждан. Проверка деятельности председателя Следственного комитета может начаться после заявления российских граждан о нарушении им действующего законодательства, а также если со стороны главы СКР не последует должная реакция на представления и требования генпрокурора.
Около года назад сенатор Лысков, нередко вносящий законодательные инициативы по расширению полномочий Генпрокуратуры, уже пытался внести аналогичный законопроект, но там не было пункта об уголовном преследовании главы СКР по заявлению любого российского гражданина. Напомним, месяц назад главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов обвинил председателя СКР Александра Бастрыкина в угрозах жизни репортеру газеты. «Лесное дело» закончилось извинениями Бастрыкина, хотя в приписанных ему действиях явно был состав преступления. По сегодняшнему законодательству привлечь главу СКР к ответственности практически невозможно, а если это и произойдет, то расследовать дело в отношении своего шефа будут его же подчиненные.
«Не думаю, что появление такого законопроекта завязано напрямую на личности Бастрыкина, скорее он совпал по времени с лесным скандалом, — считает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Документ стал последствием урезания функций прокуратуры, но лучше было бы вместо раздувания штатов замов генпрокурора модернизировать и повышать эффективность работы самих прокуроров, расширяя в том числе ее полномочия и возможность действительно надзирать за следствием, а не выполнять роль свадебного генерала».
Более ранний законопроект г-на Лыскова о возврате прокурорам права возбуждения уголовных дел недавно получил отрицательный отзыв из правительства. Чиновники Белого дома указали, что документ противоречит изначальной идее разделения следствия и надзора за ним.
Источник: rbcdaily.ru