Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) может обязать страховые компании публиковать на своем сайте информацию о всех судебных взысканиях, наложенных на них по искам клиентов. Сама идея родилась у одного из участников рынка: предложение раскрывать данные сведения было получено ФСФР от гендиректора небольшой рязанской страховой компании «Страж» Сергея Гущина. Представитель ФСФР сообщили «Маркеру», что служба уже направила данное предложение крупным игрокам, чтобы выяснить позицию участников рынка.
Изначально Сергей Гущин направлял письмо президенту, а уже администрация Дмитрия Медведева перенаправила его в профильное ведомство — ФСФР, поручив рассмотреть предложение главы страховой компании. По мнению Гущина, обязанность публиковать сведения о судебных взысканиях страхового возмещения побудит страховщиков «выплачивать быстрее, больше и лучше».
«Давайте покажем, как мы платим»
Сергей Гущин предлагает обязать каждую страховую компанию раскрывать на своем сайте информацию обо всех судебных решениях, которые затрагивают страховщиков: не только о взыскании с них страховых выплат, но также о размерах пеней или неустоек, которые клиенты отсуживают за задержку по страховым выплатам. По его мнению, внедрить такую норму можно как на уровне закона, так и прямым приказом ФСФР.
Информацию предлагается размещать по строгой форме: истец, вид страхования, взысканная сумма, наименование суда, номер судебного решения, дата вступления решения в силу. Компания также может в поле комментария дать свое короткое пояснение по делу. Информация о каждом таком решении должна быть размещена в течение месяца после вступления решения в силу, в хронологическом порядке. Кроме того, Гущин предлагает ввести штраф за отказ в раскрытии сведений в размере 100 тыс. рублей, а при повторном нарушении — вдвое больше. Общую взысканную с компании сумму следует указывать в ежеквартальной отчетности, направляемой в надзор, отмечает Гущин.
Контролировать страховщиков в части предоставления вышеуказанной информации, по словам Гущина, будут «все и никто». То есть любой желающий, у которого есть сведения о том или ином судебном решении в отношении страховщика, может проверить ее наличие на сайте компании. Если ее нет, следует обратиться в ФСФР. Специалисты cлужбы должны проверить жалобу в течение короткого срока, а результат проверки, в том числе размер санкции, разместить на своем сайте.
Ранний сигнал надзору
«На мой взгляд, доля выплат, которую страховая компания производит по судебным решениям, является одной из самых важных характеристик страховой услуги и имеет для потребителя более важное значение, чем размер уставного капитала, рейтинг, объем страховой премии и т.д». Кроме того, отмечает гендиректор МСК «Страж», этот показатель начнут учитывать и рейтинговые агентства, а затем и банки — при аккредитации страховых компаний, а рост этого показателя будет ранним сигналом надзору о том, что компания начинает испытывать финансовые трудности.
«Часто страховые компании задерживают выплаты и всячески затягивают судебные процессы под любым формальным предлогом, по каждому случаю есть масса примеров из личной практики. Нередко к судебному порядку приходится обращаться даже из-за незначительных выплат, не говоря уже о крупных суммах. В некоторых компаниях, чем крупнее сумма, тем сложнее получить такие выплаты. Есть масса способов провести клиентов через все круги ада. Например, всячески противодействовать взысканию, в том числе заинтересовывая в этом судебных приставов. Открытие информации позволит контролировать наиболее недобросовестных страховщиков, что очень важно как для потребителей, так и для контролирующих органов», — приветствует инициативу председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе.
Сами участники рынка тоже не против. Директор Северо-Западной дирекции ЗАСО «ЭРГО Русь» Андрей Знаменский cчитает, что главное — не допустить наличия «неприкасаемых» компаний, жалобы на которых даже официально не регистрируются. Второе, отмечает он, — основная масса и судов, и жалоб приходится на «недоплату по ОСАГО»: «Это системная ошибка, связанная с несовершенством закона в части порядка определения размера ущерба. Здесь надо как можно скорее изменять закон».
Старший партнер юридической компании «ЛексФинанс Груп» Кирилл Гацалов считает, что идея Гущина должна поднять конкуренцию и стимулировать страховщиков изменить отношение к клиентам. «В общении с другими страховыми юристами не раз слышал и сам высказывал данную идею опубликования информации о количестве судебных разбирательств страховщиков с клиентами с итоговыми показателями. Чтобы внедрить ее, нужно принуждение со стороны государства», — говорит он.
Регулятор рынка уже двигается в направлении инициативы Гущина, — считает заместитель гендиректора рейтингового агентства Эксперт РА Павел Самиев. «Для рейтингового агентства информация о судебных взысканиях является важной с точки зрения анализа, поскольку она косвенно может демонстрировать финансовые проблемы страховщика, а также его взаимоотношения с клиентами. Есть нюанс — при введении подобной практики нужно будет соотносить количество исков с размером взысканных сумм, включая пени и штрафы. Необходимо учитывать и объем портфелей страховщиков, потому как первые места в списке жалоб и исков могут занять крупные страховые компании, — говорит он. — Если регулятор обяжет страховщиков раскрываться, не останется выбора — необходимо будет размещать сведения о судебных взысканиях на сайтах».
Правда сам Гущин не уверен в том, что ФСФР заинтересована в объективном и прозрачном анализе деятельности страховых компаний, а потому на конкретные действия со стороны службы не рассчитывает. «Именно поэтому я и направлял письмо президенту, — отмечает Гущин. — С подобными предложениями ранее я обращался в Российский союз автостраховщиков».
Источник: marker.ru