Минюст хочет воспользоваться слабостью скомпрометировавшей себя Генпрокуратуры, чтобы переподчинить надзорное ведомство себе. Так эксперты расценили высказывание министра юстиции Александра Коновалова о том, что прокуратуре нужно «уйти из ряда сфер, в которых она привыкла присутствовать».
«В сфере гражданской, арбитражной, коммерческого правоприменения прокурор должен получить компетенцию только в тех делах, которые являются по-настоящему важными и значимыми для государства и общества. Из ряда же сфер, в которых она привыкла присутствовать, прокуратуре нужно уйти», — неожиданно заявил в пятницу в эфире радиостанции «Эхо Москвы» г-н Коновалов. По словам министра, нынешние полномочия между Следственным комитетом и Генпрокуратурой распределены не совсем равномерно.
Неравномерные полномочия не раз становились предметом публичных дискуссий сразу после создания Следственного комитета при прокуратуре в 2007 году. Эксперты отмечали, что ведомство, подчиненное прокуратуре, в действительности имеет гораздо большие полномочия. В итоге в начале 2011 года Следственный комитет превратился в самостоятельное ведомство. Однако споры о распределении полномочий какое-то время еще не утихали. Недовольными оказались прокуроры, у которых практически отобрали надзор за следствием.
Позже такие споры стихли, а Генпрокуратура сконцентрировала внимание на антикоррупционной борьбе, начав проводить в рамках общего надзора многочисленные проверки ведомств и коммерческих предприятий. Такая ситуация всех устраивала, пока не последовало пятничное заявление главы Минюста.
«Общий надзор очень размыто прописан в нормативных документах, чем и пользуются прокуроры, пытаясь контролировать все и везде», — соглашается с мнением министра источник РБК daily в Следственном комитете России.
У прокуратуры и сегодня полномочия достаточно размытые, и определить самые важные направления можно только путем закрепления закрытого перечня дел, по которым прокуроры могут выступать в качестве стороны процесса по делу, рассуждает зампредседателя коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Владислав Капканов. Нуждаются в более четкой регламентации статус и полномочия прокурора в рамках уголовного судопроизводства. Последнее противостояние Генпрокуратуры и СКР только подтвердило это, считает он.
Прокуратура действительно привыкла присутствовать во многих отраслях, но больше мешает их привычка вмешиваться не в свои отрасли, отмечает партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «К примеру, недостаточно понятно внимание прокуроров к области защиты интеллектуальной собственности, пенсионного обеспечения, — указывает эксперт. — Коммерческую деятельность целесообразно вообще освободить от излишнего прокурорского внимания. Кроме того, прокуроры иногда довольно избирательно реализуют свои полномочия по общему надзору в области защиты прав граждан».
Раньше тенденция была на усиление влияния прокурора в судебном процессе, сейчас идет обратная — ухода прокуратуры из арбитражного и гражданского судопроизводства, отмечает бывший генпрокурор Юрий Скуратов. Прокурор был лишен права внесения протестов по арбитражным делам, сокращен перечень дел, где он может участвовать в арбитражных процессах. «Полностью, конечно, прокурора исключить нельзя — он должен защищать интересы государства, но вот интересы частных лиц прокуроры защищать не должны, те сами должны быть активны с учетом роста роли суда», — говорит он.
Но заявление главы Минюста может быть вызвано и иными причинами, считает экс-генпрокурор. «В связи с потерей прокурорами надзора за следствием стал актуален разговор о присоединении Генпрокуратуры к Минюсту. Сейчас, когда прокуратура максимально ослаблена, скомпрометировав себя игорным скандалом в Подмосковье, Коновалов мог захотеть поучаствовать в процедуре разделения капитала и наследия прокуратуры, то есть забрать в Минюст надзор за законностью актов и другие прокурорские полномочия», — поясняет г-н Скуратов.
По мнению же политолога Станислава Белковского, сейчас речь идет об увеличении полномочий Следственного комитета, который является детищем Дмитрия Медведева. «Я не исключаю намека на то, что в ближайшей перспективе однокурсники президента займут оба поста — генпрокурора и председателя СКР, поэтому заранее анонсируются определенные реформы, которые должны будут сбалансировать как сферу полномочий двух ведомств, так и регламенты их взаимодействия», — прогнозирует политолог.
Корректировкой законов займутся фокус-группы
«Мониторинг правоприменения в России будет успешен, если не останется уделом чиновников и ученых, а будет погружен в социальную среду», — заявил в пятницу глава Минюста Александр Коновалов. Министр считает, что анализом существующих законов и брешей в них «должны заниматься специально сформированные фокус-группы профессионалов». Такие структуры, по его мнению, помогли бы представителям бизнеса, недовольным многими существующими законами, в решении их проблем. Они, объясняет министр, могли бы нанимать группы профессионалов для анализа определенных законов, чтобы впоследствии их экспертные заключения использовались правительством для корректировки законодательства. Г-н Коновалов также рассказал, что практика общественного мониторинга законоприменения используется уже полгода. Минюст заключил договор с тремя серьезными интернет-ресурсами, куда заходят профессиональные юристы и сообщают о существующих брешах в законах, рассказал он. «Многое, конечно, на уровне истерики, но бывает и квалифицированный анализ со стороны практикующих юристов», — поделился он.
Источник: rbcdaily.ru